rubeen
Телефон для справки
Телефон платных услуг
Вызов врача на дом

Особенности поведения ребенка с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС, англ.: ASD – autism spectrum disorders) – группа состояний, связанных с развитием нервной системы, которые характеризуются нарушениями в трех сферах: социальном взаимодействии, коммуникации (использовании вербального и невербального языка), а также ограниченными и повторяющимися моделями в поведении, интересах и деятельности. Как правило, симптомы этой группы расстройств проявляются в возрасте до трех лет. У разных пациентов нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития.

Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.

Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам (детскому неврологу, психиатру).

Косвенные признаки аутизма:

  1. Социальные:
    • Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
    • Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
    • Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
    • Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
    • Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
    • Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
    • В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

  2. Трудности коммуникации:
    • Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
    • Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
    • Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
    • Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
    • Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
    • Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
    • Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

  3. Монотонность (стереотипность) поведения:
    • Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
    • Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
    • Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
    • Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
    • Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

pic2 Картина Стивена Уилтшира - британского архитектурного художника, отличающегося феноменальной способностью по памяти воспроизводить архитектурные пейзажи, увидев их лишь один раз. В возрасте около 3-х лет диагностировали расстройство аутистического спектра.

Материал подготовила врач-детский невролог Головач А. В.