rubeen
Телефон для справки
Телефон платных услуг
Вызов врача на дом

Почему ребенок молчит?

Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Но если и после двух лет ребенок не произносит ни одного слова, нужно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. А чтобы по-мочь, нужно понять, почему он так дол¬го молчит.

Причины задержки речи могут быть совершенно различными. Рассмотрим самые типичные варианты речевых трудностей у детей от двух до трех лет.

Задержка на стадии называния

Ребенок, овладевший умением обозначать словом предмет, может на-долго остаться на уровне простого называния предметов. Это бывает тогда, когда слово произносится только под влиянием взрослого. В конкретной предметной ситуации ребенок называет предмет, а при общении, взаимодействии с людьми речь заменяется жестами, возгласами и т. д. Отсутствие речи нервирует ребенка, он становится капризным, а поскольку окружающие часто его не понимают, выражает свое недовольство плачем и криком.

Ребенок часто предпочитает занятия, не требующие контакта с людьми, самостоятельные игры; при этом его может увлекать называние предметов. Вместо предметных действий и общения с окружающими ребенок охотно повторяет за взрослыми названия раз¬личных предметов, и в эти минуты улучшается его поведение, появляется стремление к общению со взрослыми. По-видимому, такой ребенок очень рано испытывал потребность в использовании речи. Но слово, не включенное во взаимодействие с окружающим, активным стать не могло. Родители ограничивали речевое общение, называнием знакомых предметов, полагая, что, зная их названия, ребенок сам заговорит. Возможно, взрослые мало разговаривали с ребенком, называли мало предметных действий (глаголов), мало читали ему. В целом психическое развитие ребенка шло нормально, но отсутствие речи резко снижало его общую активность.

В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка.

Во-первых, следует включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом, перейти от простого называния предметов к коротким фра-зам, связанным между собой: «Катя — кукла», «Катя любит порядок», «Она стирает белье», «Как она стирает?», «Что она делает?» При этом в простом сюжете называются все действия.

Во-вторых, нужно организовать сотрудничество по типу «Давай вместе...», т. е., играя с кубиками, с матрешками, сопровождать свои действия короткой фразой, уточнять у ребенка на¬звания действий, качеств, привлечь его к простым ответам на вопросы.

В-третьих, как можно больше говорить с ребенком фразовой, но простой по содержанию речью, читать простые сказки, короткие стихотворения, создавая, таким образом, необходимую развивающую речевую среду.

Задержка на стадии эмоционального общения

Общение такого ребенка со взрослыми сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом смысле оказывается лишним, потому что и так все понятно. Дети часто чрезмерно опекаемы, любое их желание предупреждается, сразу выполняется. Трудности у такого ребенка выражаются даже на уровне понимания отдельных слов: малыш то понимает слово, то нет.

Для исправления этого положения и появления первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие, ситуативно-деловое общение.

Отсутствие интереса к сотрудничеству

Ориентация на предметный мир, на игрушки, отсутствие интереса к сотрудничеству могут стать причинами задержки развития речи.

Такие дети с удовольствием производят бесконечные предметные манипуляции,издавая при этом радостные звуки, проявляют двигательную активность. Ребенок, общаясь с предмет: ми, видит взрослых, но не нуждается сотрудничестве.

Родители не должны стремиться дать ребенку как можно больше игрушек. Игрушка должна стать предметом сотрудничества. Она предназначена для того, чтобы малыш понял ее назначение. Малыш, который стремится к сотрудничеству, принесет игрушку родителям, чтобы вместе с ними поиграть. Для озабоченных своими делами взрослых, безусловно, очень непросто быть всегда расположенными к таким контактам. Для этого необходимо найти время. Нужно установить с малышом эмоциональный контакт, приободрить его, внимательно посмотреть ему в глаза, поиграть с ним в младенческие игры (типа «Сорока-ворона»), на фоне восстановленного эмоционального общения поиграть с ним вместе с куклой. Кукла как бы заменяет человека. Играя с ней, ребенок может пожалеть ее, кормить, лечить, водить в гости, придать действиям «человеческий» характер. Такого малыша нужно вовлекать в совместные игры со сверстниками.

Также полезны игры с имитацией. Взрослый в присутствии малыша ими¬тирует голоса разных животных (коровы, собаки, кошки), показывая этих животных. Заразившись общей обстановкой взаимодействия, малыш может по¬вторить слова вслед за взрослым.

Попробуйте показать ребенку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите книгу на видное место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием необычайным и праздничным. Постепенно ребенок сможет принять участие абсолютно во всех

«взрослых занятиях», станет соучастником всех дел взрослых. Вместе можно читать, говорить, смотреть, играть, трудиться — осваивать мир людей и только потом — предметов.

«Детские слова»

Развитию нормальной речи могут препятствовать «детские слова». Взрослые должны неукоснительно соблюдать правило: не заменять в разговоре с малышом общеупотребительные слова детскими упрощенными вариантами типа «авка» (собака), «ням-ням» (кушать).

Ребенок в год начинает говорить с таких упрощенных слов в силу своих возрастных особенностей: у него еще нет отработанной артикуляции, нет полноценного фонетического слуха, он с трудом устанавливает последовательность звуков в слове. Но постепенно, по мере взросления, все эти механизмы совершенствуются.

Если же окружающие взрослые употребляют только «сюсюкающие» детские слова, то поз¬же малышу будет с трудом даваться полноценная речь.

Заболевания центральной нервной системы

Нередко отставание в развитии речи может быть результатом повреждения центральной нервной си¬стемы. На нее могут оказывать не-благоприятное влияние различные факторы, действующие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни.

При такого рода отставании в развитии речи необходимы консультация и лечение у детского невропатолога или психоневролога. Именно врач в процессе беседы с родителя¬ми и при обследовании малыша определит причины и характер отставания в развитии. Сочетание логопедической помощи и лечения, назначенного врачом, поможет сделать обучение ребенка наиболее эффективным, позволит максимально помочь ребенку в развитии речевой системы и подготовит его к дальнейшему обучению.

ВЗРОСЛЫМ НА ЗАМЕТКУ

  1. Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  2. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
  3. Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы.
  4. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  5. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  6. Будьте терпеливы!
  7. Не скупитесь на награду — похвалу или поцелуй.
  8. Каждый день читайте ребенку.
  9. Будьте примером для детей: пусть они видят, какое удовольствие вы получаете от чтения книг.